МОСКВА, 15 декабря — РИА Новости. Строительство высотных зданий в России носит "демонстрационный" характер, а сами объекты преподносятся, скорее, как показная диковинка. Генеральный директор компании RD Management Армен Саруханян рассказал сайту "РИА Недвижимость" об особенностях идеологии отечественного небоскребостроения, а также объяснил, что общего у комплекса ММДЦ "Москва-Сити" и ВДНХ.
Веха в развитии отечественного небоскребостроения относится, безусловно, к периоду строительства сталинских высоток. Целое поколение архитекторов, проектировщиков и строителей, которые их возводили, в дальнейшем стали авторами многих знаковых проектов столицы.
При этом уже в то время высотное строительство носило не практическое значение, а было следствием идеологической политики советской власти. Другими словами, те же "сталинские сестры" строились не во имя решения жилищных проблем советских граждан, а чтобы буквально "в камне" продемонстрировать капиталистическому Западу всю мощь Советов.
Современное небоскребостроение в России, по большому счету, не сменило своего назначения. В отличие от Китая, где строительство жилых высоток в городах обусловлено высокой плотностью населения, которое надо расселять, в нашей стране это по-прежнему способ показать "а вот мы как можем".
И в этом обнаруживается своеобразная преемственность. Взять тот же проект ММДЦ "Москва-Сити". Одним из его авторов стал Владимир Травуш — ученик создателя Останкинской телебашни Николая Никитина, который разрабатывал конструкции фундаментов и несущих каркасов Дома Советов, МГУ им. М.В. Ломоносова.
Таким образом, центр "Москва-Сити" — это своего рода выставка достижений строительного хозяйства, этакое ВДНХ. То же касается "Лахта-центра" в Санкт-Петербурге, который при планируемой высоте в 462 метра станет самым высоким небоскребом Европы.
Говорить о том, что сегодня значит для нас "Москва-Сити" можно будет лишь с высоты пройденных лет. Здесь уместно вспомнить ситуацию, которая складывалась в 60-70-х годах вокруг Нового Арбата. Тогда "пробивка" новой улицы через историческую застройку города и сам облик новых строений никак не увязывались с обликом "старого" города и вызывали неприязнь москвичей. Его в народе даже называли "вставной челюстью Москвы". Даже спустя годы некоторые постройки на Новом Арбате так и не вписались в атмосферу города. Однако сегодня это и оживленная транспортная артерия, и любимое место для прогулок москвичей и туристов, где расположены магазины, рестораны. У меня есть предположение, что с "Москва-Сити" ситуация будет развиваться аналогичным образом.
Сити для Москвы, безусловно, важный шаг на пути к развитию высотного строительства. Это результат развития мировых тенденций в области архитектуры, инженерной мысли и строительных технологий. Вслед за их развитием изменяется уровень качества и технологии эксплуатации высотных объектов. Однако в России вопросы эксплуатации тоже решаются особым образом: инвестор пытается заниматься техническим обслуживанием своего небоскреба самостоятельно, отдавая на аутсорсинг не более 20%, тогда как во всем мире эксплуатация здания преимущественно внешняя.
Будут ли появляться небоскребы в будущем — зависит от экономической ситуации в стране. В ближайшие 10 лет вряд ли стоит ожидать появления проектов подобных ММДЦ "Москва-Сити", да еще и жилых. Для этого нужен буквально экономический взрыв. Хотя в условиях дефицита земли и ее высокой стоимости, мы в принципе медленно движемся в направлении высотного строительства. Но сейчас это пока еще "точечные" эксклюзивные проекты.
Источник