Закончен нулевой цикл строительства башни «Лахта центра», последним этапом которого стало сооружение верхней фундаментной плиты. Всего на создание коробчатого фундамента глубиной 16,6 м потребовалось 48 000 кубометров бетонной смеси. Любопытно, что практически столько же бетона (даже меньше, 47 000 куб. м) по проекту должно пойти на возведение всей надземной части небоскреба высотой 462 м.
«Надземная часть небоскреба – это по большому счету то же самое, что и несколько зданий обычной этажности, поставленных друг на друга, – поясняет главный инженер АО «МФК «Лахта центр» Сергей НИКИФОРОВ. – Однако фундамент небоскреба будет больше, мощнее и дороже всех фундаментов таких зданий, возведенных по отдельности. В общем бюджете строительства высотного здания затраты на фундамент занимают как минимум 25%».
Практически одинаковое количество бетона, требуемое на сооружение коробчатого фундамента и остальной части бетонных конструкций небоскреба, легко объясняет, почему большая часть строительства, которое началось в октябре 2012-го и должно завершиться к 2018 году, пришлась на нулевой цикл. С окончанием этой трудоемкой стадии скорость возведения небоскреба по вертикали обещает быть выше.
Ядро идет в рост
После заливки фундамента на площадке сразу начались работы по строительству железобетонного ядра. Эта конструкция служит основой любого высотного здания, внутри которой будут расположены все коммуникации: инженерные сети, вертикальный транспорт, эвакуационные лестницы, шахты и т. д. В «Лахта центре» оно представляет собой полый бетонный цилиндр с внутренним диаметром 24,5 м.
Для сооружения ядра применяется самоподъемная опалубка, которая движется вверх плавно, без толчков при помощи гидравлического привода на направляющих подъема. Такие устройства работают в любую погоду. Для строителей предусмотрены удобные платформы, габариты которых обеспечивают безопасное выполнение бетонных работ на высоте.
«Самоподъемная опалубка обеспечивает высокие темпы строительства, – отмечает директор дивизиона компании-генподрядчика строительства «Лахта центра» АО «Ренейссанс Констракшн» Хакан ХАТИПОГЛУ. – Сейчас скорость сооружения ядра составляет один этаж за восемь суток, в дальнейшем мы улучшим этот показатель до шести-семи дней». В настоящее время работы по высотному зданию ведутся на уровне 10–12-го этажа.
Параллельная последовательность
Одновременно начат монтаж металлоконструкций для несущих колонн на нижних этажах здания, где ядро уже имеется. В начале ноября были смонтированы колонны «минус первого» этажа небоскреба. Далее, после возведения вертикальных несущих конструкций на этажах, начнется монтаж перекрытий: балок с профнастилом и железобетоном. Затем там, где существуют ядро, колонны и перекрытия, строители приступят к фасадным работам, которые, по словам Хакана Хатипоглу, стартуют к началу 2016 года. Таким образом, каждый возводимый этаж небоскреба поочередно прирастает ядром, вертикальными несущими конструкциями (колоннами), горизонтальными несущими конструкциями (перекрытиями), фасадами, инженерными сетями и т. д.
Технологии высотного строительства с использованием стальных конструкций в России будут интенсивно развиваться
Там, где бетонные работы завершены до уровня первого этажа, параллельно возводятся многофункциональные здания. Каждое из них имеет по два железобетонных ядра, также цилиндрической конфигурации и того же назначения, что и в небоскребе.
«Не только высотное, но и любое офисное здание, которое сейчас строится, имеет ядро для вертикального транспорта и других коммуникаций», – отмечает Сергей Никифоров. Сейчас в многофункциональных зданиях начинается монтаж металлоконструкций.
Опыт двух столиц
В России возрождение высотного строительства началось с возведения делового центра «Москва-Сити». Там накопили опыт возведения небоскребов XXI века многие специалисты, которые сейчас строят «Лахта центр». В том числе Сергей Никифоров и Хакан Хатипоглу, которые, в частности, трудились над реализацией проектов на 9-м и 11-м участках столичного делового центра.
«В строительных технологиях и организации работ «Москва-Сити» и «Лахта центра» есть много общего, – констатирует Хакан Хатипоглу. – Например, ядра возводятся с помощью такой же опалубки».
Однако «Лахта центр» уникален, причем не только высотой и геологическими условиями, в которых впервые возводится сверхвысокий небоскреб. «Необычная архитектура, очень сложная геометрия, – продолжает Хакан Хатипоглу. – Некоторые технологические операции наша компания производила впервые именно на этом объекте. В частности, рекордную непрерывную заливку нижней бетонной плиты коробчатого фундамента. Над этим проектом нам, строителям, работать очень интересно».
Встреча технологий
Существенным технологическим отличием строительства «Лахта центра» от других российских высотных проектов стало применение композитных колонн из стали и бетона. «Колонна представляет собой забетонированный стальной сердечник с общим квадратным сечением 1,5 на 1,5 м, – поясняет Хакан Хатипоглу. – Сердечник имеет сечение 0,9 на 1,377 м, я с подобной конструкцией сталкиваюсь впервые в своей практике».
Сооружение такой колонны происходит в два этапа: сначала монтируется сердечник, затем на него устанавливается арматура с опалубкой и выполняется заливка бетоном. Если монтаж сердечников (металлоконструкций) уже идет полным ходом на нижних этажах небоскреба, то бетонные работы еще впереди. По словам Сергея Никифорова, такая комбинированная конструкция стала результатом обмена профессиональным опытом между западными и российскими специалистами.
«Исторически так сложилось, что и в Великобритании, и в США предпочитают стальные строительные конструкции. Каркас любого небоскреба у них по умолчанию стальной, – рассказывает он. – В России, начиная с хрущевок, делают упор на железобетонных изделиях, они составляют основу несущих конструкций и в современных высотных зданиях на территории нашей страны. В последние годы западные и отечественные специалисты интенсивно сотрудничают, вот и рождаются такие комбинированные технические решения, где сталь встречается с железобетоном».
Сергей Никифоров убежден в несомненных дальнейших перспективах применения конструкций из стали. «В нашем климате сталь имеет определенные преимущества. Она дает возможность быстро строить зимой. Поэтому я уверен, что технологии высотного строительства с использованием стальных конструкций в России будут интенсивно развиваться», – считает он.
Лучшие силы
На ответственных участках строительства многофункционального комплекса в Лахте трудятся рабочие и инженеры из разных стран.
Международное сотрудничество и совместная деятельность при реализации высотных объектов весьма полезны для российской строительной отрасли: постепенно формируется круг отечественных специалистов, готовых к внедрению новейших мировых разработок при возведении технически сложных и уникальных объектов.
Уровень наших и иностранных инженеров-строителей сопоставим
«Вопрос о том, доросли ли российские инженеры до самостоятельной реализации проектов высотного строительства, задают мне постоянно, с тех пор как были построены первые объекты в «Москва-Сити», – говорит Сергей Никифоров. – Раньше я убежденно отвечал: да, здесь нужны иностранные специалисты. Сегодня я вижу, что уровень многих наших и иностранных инженеров сопоставим. Молодежь повышает свою квалификацию очень быстро, профессионалов с опытом возведения высотных зданий в России становится все больше, и сейчас их уже достаточно, чтобы вести объекты, подобные «Лахта центру», силами отечественных инженеров-строителей».
Импортозамещение кадров
Отечественная инженерная школа высотного строительства имеет богатую историю, и сегодня ее возрождение происходит достаточно быстро.
Рассуждая об уровне проектировщиков и строителей высотных зданий, Сергей Никифоров отметил, что развитие любой инженерно-технической отрасли, в том числе и этой, держится на выдающихся экспертах и знатоках своего дела.
«Истинных гуру, которые давно занимаются небоскребами, чувствуют их, хорошо представляют все элементы таких объектов и их взаимное влияние, в мире совсем немного, – утверждает Сергей Никифоров. – Такие люди есть и у нас в России. В частности, Владимир Ильич Травуш, карьера которого связана с высотными сооружениями».
Вице-президент Российской академии архитектурно-строительных работ, профессор Владимир Травуш является одним из авторов проекта «Москва-Сити», он активно принимал участие и в других знаковых проектах высотных сооружений. Например, был старшим инженером проекта Останкинской телебашни, которая с момента постройки в 1967 году и до 1976 года оставалась самым высоким свободно стоящим сооружением в мире и до сих пор остается таковым в Европе.
Один из высочайших когда-либо спроектированных небоскребов носит название «Башня Никитина – Травуша». Проект жилого здания высотой 4 км, рассчитанный на проживание 500 000 человек, разрабатывался коллективом под руководством этих двух советских инженеров для Японии. В 1967 году японская сторона получила детальные чертежи, однако затем возник ряд организационных трудностей. Власти СССР не пустили Николая Никитина в командировку в Токио, заказчик из Страны восходящего солнца попросил уменьшить расчетную высоту здания сначала до 2 км, а затем и до 550 м. В 1969 году работы были прекращены.
Если бы в 1970-е годы этот проект был реализован, пусть и ниже планируемых 4 км, то, безусловно, он стал бы мощным стимулом к развитию мирового высотного строительства. Кроме того, это обеспечило бы нашей стране лидирующие позиции в сфере проектирования небоскребов на долгие годы, и сегодня не задавали бы вопрос о том, подтянулись ли российские специалисты в области высотного строительства до уровня западных коллег.
Сейчас передовой опыт возведения высотных зданий приходит к российским специалистам из-за рубежа, в частности через участие в международных командах по строительству таких объектов, как «Лахта центр». Его соединение с лучшими отечественными традициями (российский рекорд Европы по высоте свободно стоящего сооружения еще не побит) должно принести свои плоды в виде новых эффективных технологий.
Антон Жарков
Источник