Честное слово, если бы история с переездом Банка России в «Москва-Сити» не была правдой, ее следовало бы придумать. Все в ней прекрасно от начала и до конца — от запланированной покупки до грядущего переезда. Остается утрясти детали, в которых, как обычно, прячется дьявол. Скорее всего — не один.
О том, что ЦБ присматривается к башне «Евразия», которая принадлежит ВТБ, рассказали (и подтвердили) осведомленные источники в обоих банках. Вроде как регулятору надоело, что его структурные подразделения размазаны по Москве, как тонкий слой масла по нищенскому бутерброду. ВТБ сам был не прочь сесть в «Евразии», тем более что претендентов на здание не просматривалось. Но большой потребности в дополнительных площадях, как говорят, не было, а тут вдруг потенциальный клиент, да какой! В общем, повел себя по-джентльменски и уступил бабушке место в трамвае. Официально пока никто ничего не подтвердил, но все сходятся на том, что интерес взаимный и переговоры идут достаточно активно. Видимо, деньги очень нужны (и неизвестно поэтому, кто больше заинтересован в сделке).
Любителей антиквариата при этом просят не беспокоиться: центральный аппарат Банка России останется в историческом здании на Неглинной.
Договариваются, конечно, в первую очередь о цене. И здесь, скорее всего, все будет сложно. Башня фактически досталась Банку Москвы из группы ВТБ за долги, причем в прошлом и текущем году ВТБ 24 и ВТБ проводили сделки соответственно на 15 млрд и 21 млрд рублей по выкупу части помещений «Евразии». Один из ресурсов, посвященных недвижимости в «Москва-Сити», утверждает, что себестоимость строительства башни составила 600—640 млн долларов, а вся башня целиком оценивалась два года назад в 800—900 млн долларов. Грубо говоря, около 50 млрд рублей. Есть где разгуляться переговорщикам.
(Замечу, кстати, в скобках, что вот недавно Андрей Костин хорошо «прошелся» насчет недопустимости конфликта интересов, когда ЦБ в рамках санации входит в капиталы поднадзорных «Открытия» и Бинбанка. Интересно будет послушать продолжение — допустимо ли регулятору испытывать нездоровый коммерческий интерес к активам поднадзорного ВТБ.)
Сумма крупная, но крупная абстрактно. Поэтому попробую ее сравнить с чем-нибудь близким по духу. Вот в годовом отчете ЦБ за 2016 год сказано, что на балансе регулятора находятся здания и сооружения остаточной стоимостью 51,2 млрд рублей. То есть это вся недвижимость, принадлежащая Банку России во всех субъектах РФ, включая главки, РКЦ, учебные центры и санатории. Есть еще в расходной части статья на содержание зданий — 3,7 млрд рублей. Видимо, она включает в том числе аренду не принадлежащей ЦБ недвижимости, на чем, согласно источнику агентства Reuters, регулятор хочет экономить в результате сделки.
Итожим. В здании, по стоимости равном всей остальной недвижимости ЦБ, регулятор разместит около 10 тыс. человек из имеющихся в наличии на начало года 54,7 тыс. сотрудников. Как-то так.
И еще один маленький аспект. Обычно, когда какой-нибудь умник интересуется, где Банк России берет деньги на крупные расходы, искушенная публика начинает хихикать — мол, удачно пошутил. Ну да, он же эмиссионный центр — взял и напечатал. Не буду пытаться играть ни за ту, ни за другую сторону, потому что не знаю точного ответа на вопрос, где ЦБ берет деньги. Но могу предположить, куда эти деньги не дойдут.
По закону ЦБ 90% прибыли перечисляет в федеральный бюджет. Раньше было 50%, но потом депутаты сказали, что жирно слишком. Прибыль ЦБ за 2016 год составила 43,7 млрд рублей, годом раньше — 112,6 млрд. В бюджет, соответственно, перечислено 39,2 млрд и 101,1 млрд рублей. Поэтому думаю, что и по итогам этого года у Банка России найдутся деньги на покупку «Евразии». А вот сколько достанется бюджету, не знаю. Но согласитесь, что в такой ситуации лучше купить что-нибудь большое и хорошее.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Источник.