«Здесь можно узнать историю высотного строительства и познакомиться с новой городской реальностью - Москвой-Сити. И это не только туристический объект, но и образовательный - другого такого места, где город выглядит именно так, в Москве нет. Хоть музей и не очень большой, с точки зрения образования он довольно содержательный. Это первый в Москве музей со смотровой площадкой, что само по себе - большое событие», - заявила программный директор управляющей компании ПАО «СИТИ», автор концепции музея Дарья Беглова.
В «Империи», как, например, и в башне «Федерация», нет никаких перекладин и поручней, мешающих наслаждаться живописной панорамой Москвы и делать селфи. Виды на город, по сути, это и есть главный экспонат. Башня Киевского вокзала, министерство иностранных дел, главное здание МГУ, президиум академии наук, купола Новодевичьего монастыря, Лужники, Москва-река - самые знаковые и легко узнаваемые места исторического центра Москвы можно разглядеть с высоты в 215 метров даже в пасмурную погоду.
До начала XVIII века самым высоким зданием в России была колокольня Ивана Великого (81 метр). Позже этот статус перешел к храму Христа Спасителя (103 метра). В скором времени рекорд будет принадлежать «Федерации», а точнее, небоскребу «Восток» - он достроен, но пока не сдан в эксплуатацию. Вторая башня этого комплекса - «Запад» - ниже на 132 метра.
«Башня будет флагманом всей Европы до тех пор, пока в Петербурге не возведут Лахта-центр», - сказала куратор музея «Москва-Сити» Ирина Хоменко.
Панорама мегаполиса, которую, как считают создатели музея, следует воспринимать как живой экспонат, обрамляет выставочную часть с мультимедийными объектами, аудио- и художественными инсталляциями.
Часть экспозиции «Москва-Сити глазами создателей» представляет собой вмонтированные в стену миниатюрные окошки-глазки. Заглянув в них, можно увидеть архивные фотоснимки, повествующие о процессе создания делового комплекса.
Сегодня в это трудно поверить, но до начала 90-х на его месте была промзона с гаражами и бетонными заводами, а набережная Москва-реки, расположенная неподалеку, не была благоустроена. В ней, несмотря на нечистоты, активно купались.
О деловом районе мирового уровня тогдашний мэр столицы Юрий Лужков, возможно, и подумать не мог - с такой идеей к нему в 1991 году обратился архитектор Борис Тхор, которого и сегодня принято считать основателем делового центра. На тот момент ему уже принесло известность проектирование спорткомплекса «Олимпийский», станций метро «Ленинские горы» (нынешние «Воробьевы») и «Горьковская» (переименована в «Тверскую»), Государственного Кремлевского дворца, улицы Новый Арбат и Новоарбатского моста.
Концепцию застройки, предложенную Тхором, архитекторы поделили на 22 участка. Она множество раз дополнялась и трансформировалась, что было вполне естественно для столь масштабного проекта. Тхор, как и полагается талантливому и дальновидному архитектору, мечтал о грандиозном - о самой высокой башне в мире. Предполагалось, что 612-метровую «Россию» построят в сердце делового комплекса, но идею так и не воплотили в жизнь.
Нереализованных планов у «Москвы-Сити» оказалось немало - им посвящен один из разделов экспозиции музея. Новаторство некоторых из них граничит с фантастичностью даже по меркам современной диджитал-эпохи. Так, небоскреб-арка по проекту архитектурного бюро Асадова не был построен только потому, что нигде в мире пока что не производят наклонные лифты.
Известный архитектор Заха Хадид разработала проект гостинично-выставочного комплекса «Юрий Долгорукий» - он не был реализован точно так же, как проект строительства аквапарка и некоторые другие объекты. Нет сомнений, что облик Москвы изменился бы с появлением этих построек, поэтому создатели музея считают, что непостроенные небоскребы - такая же часть истории Москва-Сити, как, скажем, первая башня «Багратион» или башня «Эволюция» - общепризнанный символ Москвы-Сити.
Ее - «Эволюцию» - узнают благодаря необычной форме здания, напоминающей ленту Мебиуса или молекулу ДНК. Интересно, что по первоначальному замыслу она символизировала танцующую пару - в нижней части комплекса на месте нынешнего торгового пассажа планировали разместить Дворец бракосочетания. Все причастные к открытию музея Москва-Сити говорят о ней с особой любовью.
В концепции музея предусмотрен лирико-ностальгический момент. О Москве, которой уже нет, рассказывают известные жители столицы - Валерий Тодоровский, Павел Лунгин, Геннадий Хазанов, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Макаревич, Александр Филиппенко и другие. «Я приехал в Москву в десять лет и оказался в районе Тропарево», «Моя Москва - это угол Садового кольца и Нового Арбата», «Больше всего в Москве я люблю дорогу от Музеона до Воробьевых гор» - истории о любимых местах столицы можно услышать из трубок телефонов с дисковыми номеронабирателями.